воскресенье, 22 марта 2020 г.

Наш Ковалёв

Этот человек из разряда тех, кого можно было бы назвать совестью общества. Николай Михайлович Ковалёв – преподаватель теоретической механики в обычной жизни, работал в машиностроительном техникуме и в училище при исправительной колонии. А помимо этого – он был поэт и прозаик, скромный, но уверенно пишущий. Его стихи – очень хороший образец донбасской поэтической традиции. А чуть позже я прочитал его прозу -  его поэтическая душа нашла подходящий метод реализации тех задумок, которые зародились, скорее всего, ещё в его юности, и это была хорошая проза, тонкая  поэтическая. Особенно его цикл «Колькины рассказы», который во многом стал мне откровением.
В Горловском литературном объединении «Забой» Николай Ковалёв выделялся тем, что умел себя держать в руках, никогда никого не «топил» во время обсуждений, а если давал какие-то советы, то мягко и не навязчиво. Никогда ни с кем горячо до хрипоты не спорил, но оставался при своём мнении, просто не любил он скандалить, злословить.
Николай Михайлович, первый из литобъединения, кто познакомился с моими опусами. Мой тесть, который работал некогда вместе с ним, возил ему мои стихи, не уведомив меня об этом ещё за 2 года до моего явления «Забою». Николай Ковалёв почитал и сказал, мол, есть неплохие строки, но ему нужно походить в литобъединение, повариться в общем котле.
Когда я спустя годы пришёл в литобъединение, я не скоро сошёлся с Николаем Михайловичем, но всё равно, хоть и позднее, мы сдружились с ним.  И когда у него вышла первая книга, он отметил это дело небольшим банкетом, на который пригласил всего троих соратников: Константина Терехова,  Сергея Чернявского и меня с семьёй.
Я любил Николая Михайловича и как человека, и как поэта. А самая знаменательная и в то же время чуть ли не последняя  наша встреча произошла в сентябре 2014 года, когда я вернулся в разбитую и окровавленную Горловку, я пошёл прогуляться по пустынным улицам, и первое знакомое лицо, которое я увидел – это был Николай Ковалёв. Мы долго не могли наговориться и расстаться.
Спустя пару лет Николая Михайловича забрала дочка в Севастополь, дом на ул. Интернациональной был продан, мосты к возвращению сожжены. Что с ним, где он, как он – мы не знали. Пока однажды весной 2017 года мне не пришло письмо от моей знакомой севастопольской поэтессы Ольги Андреевой:

Иван, доброго времени дня!  Передаю тебе привет от одного поэта из Горловки - Николая Ковалёва! Этот дедушка уже несколько раз приходил на заседания нашего литобъединения им. Озерова в Морскую библиотеку, он молчаливо сидел, стихов не читал. Я после очередного занятия в ЛИТО его и спросила – кто он, и чтобы он что-то почитал хотя бы. А он мне ксерокопию дал  из газеты - со своими стихами. Оказывается, он член литературного объединения "Забой". Я его сразу спросила,  знает ли он тебя – он так обрадовался, конечно, говорит, знает, и попросил привет передать! Так что тебе, Иван - горячий привет  из Севастополя от твоего земляка-поэта Николая Ковалёва!

Я попросил Ольгу раздобыть его номер, и через месяц  она прислала номер его дочери Анфисы. Я пытался пару раз пробиться к ней, но почему-то из Донбасса в Крым оказалось не так просто дозвониться, хотя однажды гудки всё-таки пошли, но трубку никто не снял.

И вот, не так давно Галина Иванова попросила передать привет Николаю Михайловичу, а я, пояснив ей ситуацию, пользуясь случаем, попросил попробовать позвонить с её московского номера, и дал её телефон Анфисы Николаевны. Через пару дней Галина отписалась в мессенджере, мол, извини, что в День поэзии с такими новостями, но, к сожалению, Анфиса сообщила, что отец умер в октябре прошлого года. Похоронили в Горловке, но сообщить литераторам никому не смогли. За эти годы МТСовские номера вышли в Горловке из обихода и поэтому литераторы города оставались полгода в неведении. А теперь отыскать его могилу, наверное, будет не просто...
Старшее поколение горловских литераторов стало стремительно уходить. Мы не успеваем свыкаться с потерями. Увы! Но светлая память об этих людях живёт в нас.





P. S. К счастью, по свежим следам, Сергей Николаевич Чернявский отыскал могилу Николая Михайловича.




1 комментарий:

  1. ЕленаДиченко23 марта 2020 г. в 19:20

    Спасибо за хорошую статью об очень хорошем человеке, очень хорошем прозаике, очень хорошем поэте с лирической глубокой душой и чёткой гражданской позицией. Образце скромного и порядочного советского человека,- в нём было то,что воспитывалось в советских людях и почти утрачено сейчас. Мы помним. Мы не забудем. Мы(что особо важно для литератора) будем перечитывать. Мы будем молиться Господу о упокоении Его раба Николая в Царствии Небесном. Мы будем чтить Николая Михайловича КОВАЛЁВА в незримых рядах творческих людей...
    Вечная память.

    ОтветитьУдалить