Знакомство с автором (Иван Нечипорук, Горловка)
1.
Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые
опыты?
С детства увлекаясь поэзией, я в школьные годы пописывал, нечто в рифму, что с огромной натяжкой можно было бы назвать стихами. Но однажды, вдруг почувствовал какую-то потребность выплеснуть свои мысли на бумагу, и пусть это было изначально так слабо и беспомощно, но однажды, я вдруг понял, что получаются стихи. И вот, когда я это осознал – появилось желание найти своего читателя, вот это желание и привело меня в конце ХХ века в Горловское литобъединение «Забой», это была жёсткая и иногда жестокая в своей правоте школа. Многие не выдерживали, я к счастью, выдержал, за что всем «забойцам» теперь благодарен. К сожалению, сейчас таких литобъединений мало.
2.
Кого можете назвать своими литературными учителями?
Поначалу я был полностью во власти есенинского стиха, хотя когда я делал первые шаги, влияние крыловской басенной формы тоже имело место. Но в начале 90-х вдруг стали появляться книги поэтов, которые долгое время были в опале. Это были совершенно разные авторы: Бунин и Гумилёв, Ахматова и Цветаева, Анненский и Брюсов, а чуть позже и Заболоцкий. Эпигонства я за собой особо не замечал, но влияние на меня они однозначно оказывали. Из поэзии ХІХ в. – бесспорный фаворит Пушкин. Кстати, параллельно я в те годы увлекался западноевропейской драматургией в стихах, до сих пор обожаю «Тартюфа», «Гамлета» и байронского «Каина» (последние 2 именно в пастернаковском переводе).
3.
В каких жанрах Вы пробовали себя?
Изначально – поэзия. Но однажды попробовал работать в газете, и, не смотря на то, что журналистская моя стезя была не долгой, с тех пор публицистику уважаю и рассматриваю, как один из видов творчества, и под псевдонимом выпустил несколько книжиц краеведческого характера. С художественной прозой сложнее, есть опыты, но не чувствую, что это моё.
4.
Как бы Вы могли обозначить сферу своих литературных интересов?
Глобально мне
нравится эпоха Романтизма (немецкая и русская школа).
Проза и
драматургия: Николай Гоголь, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Максим Горький, Карел
Чапек, Бруно Ясинский, Анатолий Приставкин, Валентин Катаев с его «мовизмом».
Из зарубежной литературы кроме Чапека уважаю Рэя Бредбери, Яна Вайса, Ремарка и
короткие рассказы Стивена Кинга, только в них он настоящий писатель (особенно
глубокое произведение - «Последняя ступенька»).
Поэзия – всеяден,
что касается классической формы. Помимо Пушкина и Есенина мои фавориты – Бунин,
Блок, Анненский, Гумилёв, Заболоцкий (поздний), Симонов, Роберт Рождественский,
Доризо, Рубцов. Из современной литературы читаю и люблю многих: и Алексея
Борычева, и Николая Переяслова, и Никиту Брагина, и Николая Зиновьева да разве
всех перечислишь.
Из публицистики
особенно выделяю Карела Чапека и Валентина Сорокина.
Из литературной критики мне ближе всего Эйхенбаум, но очень нравятся критические статьи Брюсова.
5.
Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого —
включить в нее?
Считаю, что из всего Солженицына в школьной программе допустимы только «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор», ни «Раковый корпус», ни «Архипелаг» не должны преподаваться в школе. Считаю, что фадеевская «Молодая гвардия» должна вернуться в программу. Не знаю, есть ли сейчас Шукшин, Астафьев, Приставкин и Распутин, но думаю – они необходимы, вполне возможно, что нужен и Ганичев. Поэзия обязательно должны присутствовать – 60-тники, и вполне возможно – Высоцкий, Башлачёв и Турбина. Также считаю, что в старших классах лучше не «Анну Снегину» преподавать (её можно и в 9 классе читать), а «Страну негодяев». В средней школе (5-9 классы) ни в коем случае нельзя преподавать вольную поэзию, верлибры и пр., детвора ещё до конца не прочувствовала, что такое музыка языка, а ей навязывают альтернативное понятие поэзии. Это нужно делать только в старших классах и то обязательно после темы «Метрическая система».
6.
Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с
годами кардинальным образом?
Максим Горький и
Константин Паустовский от любви, до неприятия, а потом до ещё большей любви.
В юности увлекался произведениями Говарда Ловкрафта и Роберта Блоха, сейчас вообще не представляю, как такое могло нравиться. Почитать – да, допустимо, но относится к этому с фанатизмом – глупо.
7.
Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
Из зарубежных
художников обожаю картины Ж-Б. Шардена и Рембрандта, из отечественных:
Васнецова и Ге, Айвазовского и Куинджи, Врубеля и Серова, Перова и Сурикова, и
нравятся многие картины Т. Шевченко (но как литератора его не воспринимаю),
Репина.
Кино: из
отечественного – картины Рязанова и Михалкова (особенно люблю «Сибирский
цирюльник»), отдельно – «Зеркало для героя» и «Восемь дней надежды».
Из зарубежного –
фильмы Юлиуша Махульского («Дежа вю», «Сколько весит троянский конь»,
«Ва-банк», «Винчи», «Колыбельная»). Из американского кино «Вечное сияние
чистого разума» и «Шоу Трумана».
Музыка. Классическая – И. Бах, А. Вивальди, Л. Бетховен. Из современных симфонистов – Филипп Глас. Из современной музыки – русский рок: фавориты Бутусов, гр. «Пикник», «Адо», «Чёрный обелиск», «Алиса», «ДДТ». Из авторов с гитарой: Высоцкий, Башлачёв, Литвинов. Из народной музыки – казачьи песни.
8.
Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?
Скорее не делом, а образом жизни. И в творческом плане и в потребительском.
9.
Что считаете непременным условием настоящего творчества?
Красота слова и слога, зримость образов.
10.
Что кажется Вам неприемлемым в художественном творчестве?
Сквернословие, пошлость и вульгарность.
11.
Расскажите читателям «Паруса» какой-нибудь эпизод своей творческой биографии,
который можно назвать значительным или о котором никто не знает.
Когда начиналась война в Донбассе в 2014 году, моя семья находилась у тётки в Белой Церкви, и так получилось, что я приехал их проведать, а на следующий день начались боевые действия в Горловке и я застрял в Киевской области на целый месяц. В один из дней я отправился в Киев, чтобы забрать свои документы из Национального союза писателей Украины, с твёрдым решением подать документы в один из российских СП, чтобы подчеркнуть свою гражданскую позицию. Но в какой? Хоть убей, я не знал, в чём разница между СПР и СРП. И тут, на Андреевском спуске (аналог Арбата) напротив музея Булгакова я увидел у одного торгаша книгу Валентина Сорокина «Крест поэта», я ещё не доехал в электричке до Белой Церкви, а уже знал, что я подам документы именно на Союз писателей России. Это была судьба.
12.
Каким Вам видится идеальный литературный критик?
Грамотным и деликатным, с широким эстетическим диапазоном. Умеющим не перехвалить и быть аккуратным в порицании.
13.
Каким Вам видится будущее русской литературы?
Русская литература – это форпост Высокой литературы в целом. Надеюсь, что она своих позиций не сдаст.
14.
Есть ли у Вас рекомендации для студентов-филологов?
Любить и наслаждаться возможностью работы со Словом. Делать свои повседневные маленькие открытия, которые помогут овладеть нужными профессиональными навыками. Помнить, что в филологии всегда есть место подвигу и подвижничеству.
15.
Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?
Хороших открытий и
эстетического удовольствия от чтения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий