Сайт АС_ПП
…Здесь ни
тоски, ни страха нет.
Название «Одиссея» книги стихотворений известного поэта
из Донбасской Горловки Ивана Нечипорука объясняется, вероятно, тем, что в
заключительном разделе автор приглашает читателей в заочную прогулку по
нескольким городам Европы, и его непосредственность и наблюдательность,
изложенные поэтически и образно, дополняют общеизвестные представления о
туристических центрах и достопримечательностях. И, всё же, я выберу для цитаты
не зарисовки о Вероне или Праге, а строки о более привычном, но каждый раз
неожиданном Киеве:
Пусть машут
каштаны своей обречённой листвой,
Пусть камни
брусчатки на солнце агатом искрятся!
Андреевский
спуск.
Дом
Булгакова – номер тринадцать,
И старая
липа, парящая над мостовой…
На мой взгляд, несмотря на то, что пейзажи в
стихотворениях Нечипорука играют важную роль и являются полноправными
участниками повествования, его лирику трудно назвать в чистом виде пейзажной.
В ней отчётливо и сильно звучат гражданские, философские, городские и романтические
мотивы. Своих высот поэзия Нечипорука достигает именно в патриотическом
звучании. Его стихи, рассказывающие о нелёгкой, драматической судьбе
друзей-шахтёров, просто земляков, нежданно оказавшихся на границе между войной
и миром, ставших пасынками у своей страны, предложившей им фронтовой быт вместо
уюта домашнего очага, воистину пронзительны. Без переживаний читать их
невозможно.
Мой хрупкий
быт висит на волоске,
мои
волненья, как тугая роздымь…
И я смотрю
сквозь дырку в потолке,
на горькие
испуганные звёзды…
……..
Здесь к
боли города привыкли,
Но словно в
неспокойном сне,
года, как
будто клёны сникли,
Народ на
горестях зациклен,
здесь дети
пишут о войне!
От
предвечерья до утра
поют
мортиры злые мантры,
Здесь
смерть, как отблески костра
на монохромных кинокадрах…
Здесь
поздно думать про «вчера»,
и рано
говорить про «завтра».
Больно читать, трудно осознавать, невозможно поверить,
что война идёт в центре Европы, в мирной стране, в регионе рабочих и шахтёров,
а также людей всех профессий, в том числе поэтов, художников, музыкантов,
артистов. Идёт война, для которой нет ни причин, ни оснований. Горько понимать,
что люди так легко внушаемы, с готовностью осваивая язык ненависти и послушно
повторяя то, что вкладывают им в уста лукавые «хозяева жизни», для которых
война – лишь средство наживы. Теряются связи человеческие и производственные,
останавливаются заводы и шахты, и это тоже страшно, ведь это тоже признак
войны, разрушающей души, дома и города. Иван Нечипорук – один из немногих, кто
счастливо соединяет в себе талант
большого поэта и высокий профессионализм шахтёра, чья работа и в мирные
дни сравнима с военными подвигами. Нечипорук, достойно продолжающий традиции
знаменитых Николая Анциферова, Николая Погромского, Виктора Шутова, Николая
Тютюнника, находит свои собственные слова, рассказывая о «нулевом горизонте»
шахтёрской судьбы в дни мира и войны. Ведь именно по этой отметке выстраивают
всю конструкцию, которая держит и основание, и надстройку. И здесь, в
основании, – всегда надёжность и честность, смелость и ответствен-ность. То,
что отличает людей этой профессии от всех остальных. То, что привлекает к ней и
не даёт забыть никогда. Иван Нечипорук пишет об этом ярко и зримо, со знанием
шахтёрского дела и умением талантливого поэта. Его «Одиссея» только выигрывает
от путешествия к «нулевому горизонту», строки о котором выделяются и
естественным образом становятся центральными, главными в этой книге, где о
трудной трудовой судьбе говорится с уважением и пониманием. Впрочем, и о судьбе
в целом, тоже. И жаль, что те, кто
начинают войны, читают другие книги.
…Гуденье
шкивов заменили трамваи,
но что мне
заменит шахтёрское братство?
Лишь
светлая память живёт трудовая,
и мысли,
как пики на солнце искрятся.
Мой жребий
– отметка навек нулевая...
…….
…Всё
прозаично лишь на первый взгляд,
здесь
волшебства присутствует немало,
Рождается
за скрежетом сигнала
искрящая
поэзия угля,
И музыка
звенящего металла.
Пусть пыль
утяжеляет тучный мрак,
но
золотится в свете коногонки
Конвейера
поток спешащий, звонкий
и лязгает
вослед комбайну трак –
Как
метроном забойной работёнки.
Именно эти «забойные» стихи повышают лирический «тонус»
книги, способствуя обретению ею социального звучания. Хотя, и строки о вечно
современных переживаниях души, о любви, высоких чувствах, идеалах и поисках их,
о светлых надеждах, помогающих преодолеть мрак разочарований и огорчений, так
же привлекают читательское внимание искренностью и пронзительностью изложения.
…И я тоской,
признаться, грешен,
давно
утративший покой,
Своей души латаю бреши…
Но только я
смогу утешить –
Поймёт
изгоя лишь изгой…
………
…Мы
направляем из небесной тверди
надежд и
веры тонкие лучи,
Чтоб мысли
чёрные, как по весне грачи,
не реяли
над чаяньями смерти,
И чтоб для
злобы не было причин.
Любви посвящены не только отдельные стихотворения книги,
но и целые разделы. Автор не ищет простые ответы на сложные вопросы (впрочем,
это и не является задачей поэзии), он отвечает сам себе, слушая своё сердце,
делится переживаниями, воспоминаниями, делая это мастерски, образно и
увлекательно. Он старается найти наиболее точные слова, рассказывая, но не
раскрывая до конца тайну постижения и обретения любви.
…Тот, кто
живёт среди сосен и дюн,
тот, кто с
тобою не́ был,
Знает ли:
нынче осколками лун
ранено
зимнее небо?
Знает ли
он, сколько лет, сколько зим
ты
продолжала молиться,
Чтобы
незримо кружиться над ним
ангелом,
райскою птицей?
Сколько
ушло недосказанных слов,
смыло в
лихой круговерти?
Знает ли
он, что земная любовь,
вас обрекла
на бессмертье?
Последний раздел книги состоит из поэтических зарисовок,
посвященных чужим городам, которые на какое-то время становятся в мыслях пусть
не родными, но близкими и почти своими. Наверное, так ощущал себя в странствиях
Одиссей, знакомясь в пути с новыми странами. Возможно, задумываясь о том, что
времени, дающему возможности разбрасывать камни на дороге жизни, обязательно
придёт на смену время их сбора. Время, которого всегда мало, но, тем не менее,
достаточно, чтобы, задумавшись о прошлом, вспомнить о будущем, осмыслить
настоящее и идти дальше. Автор так и делает.
В стране из
рваного металла
смерть –
беспричинная игра.
Эпоха камни
раскидала,
стоит
потерь шальная рать.
И времени
до боли мало,
чтоб эти
камни собирать.
Владимир СПЕКТОР –
почётный Председатель
Межрегионального союза писателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий