И вот, мой следующий шаг. Моя очередная книга по имени "13-й" (тринадцатый). По существу, названием новой книги я обязан Елене Крикливец, на стихи которой я отреагировал своим постулатом. На её "поэт всегда", я парировал "поэт тогда". Так появилось стихотворение, потом название раздела "Тринадцатый апостол", а потом и название книги. И опять же, всё это цепь знаковых исторических фактов и событий: от апостола Павла, от прозвища Владимира Маяковского, от "Марсианских хроник" Рэя Бредберри, и до "Славянской лиры" Олега Зайцева, благодаря которому я, как член жюри познакомился с творчеством Елены. И даже Андрей Шталь не проскочил мимо. Всем спасибо!
Особая благодарность и признательность Владимиру Давыдовичу Спектору (не только за предисловие к книге, а вообще, за его участие в моей творческой да и человеческой судьбе).
Ну, а я пока жду книгу, которую ещё в руках не подержал.
Особая благодарность и признательность Владимиру Давыдовичу Спектору (не только за предисловие к книге, а вообще, за его участие в моей творческой да и человеческой судьбе).
Ну, а я пока жду книгу, которую ещё в руках не подержал.
СКАЖИ СТО РАЗ: «ВОЙНА» – ВСЮ БОЛЬ НЕ ПЕРЕДАШЬ…
Вначале предлагаю вспомнить две известные цитаты из Евгения Евтушенко, которые, на мой взгляд, особенно уместны для понимания этой книги: «Поэт в долгу перед читателями, современниками, ибо они надеются его голосом сказать о времени и о себе. Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас». «Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет».
Поэт Иван Нечипорук и творчеством, и судьбой удивительно соответствует определениям классика. И тем, что стремится к продолжению традиций русской поэзии, и тем, что его родная Горловка, находясь на границе мира и войны, даёт обильную пищу для размышлений о доброте и злобе, любви и ненависти, справедливости и её отсутствии, терпимости и мстительно-злорадном неприятии чужого мнения. И, конечно, о дружбе и предательстве. Обо всём этом пишет Иван Нечипорук и в своей новой книге стихотворений «13-й», в которой речь он ведёт как раз «о времени и о себе».
Магмой плавится эпоха,
Это всё настолько плохо…
Это всё настолько плохо…
Город мой в огне.
Я в тылу у маргиналов,
Я в тылу у маргиналов,
Голос мой скрипит металлом,
Спрятаться б на дне,
Спрятаться б на дне,
Но наружу рвутся строки,
И сомненьям вышли сроки.
И сомненьям вышли сроки.
Я в полубреду,
Отвергая неудачи,
Отвергая неудачи,
Сквозь нытьё и лай собачий
По себе гряду.
По себе гряду.
Рвутся наружу строки, и они по своему смыслу действительно сродни проповеди, страстной, пропитанной горечью, но и, в то же время, надеждой. Не зря книга названа в честь тринадцатого апостола Павла, который, как известно, был наиболее убедителен в своих выступлениях, сумев привлечь к вере многих и многих людей, ставших впоследствии его единомышленниками.
Сдирая безразличия коросту,
Расплёскивает душу по листам.
И сквозь погосты да помосты поступь…
Когда поэт – тринадцатый апостол,
Ему никак не избежать креста.
Автор, следуя известному утверждению о том, что все мы, каждый в отдельности, и общество в целом, несём свой крест, приглашает читателя задуматься о смысле посланных испытаний, о поисках радости жизни даже среди череды страданий. Он оглядывается на пройденный путь и видит не только ошибки и утраченные возможности, но и обретённый бесценный опыт, который должен помочь избежать новых потерь.
И хмурый день становится кровавым.
Народ кричит и требует расправы
(Найдут виновных, ведь никто не свят)…
Зигуя небу жестом ультраправым,
Толпа, как зверь рычит: «Отдай Варавву!»,
И скачет… Кто не скачет – тот распят!
В чаду дурмана революций
Пропущен был какой-то миг –
Твой мир лиричный треснул блюдцем…
Но пусть сомненья с ветром бьются
За право на последний стих!
В своих стихах поэт предельно честен и искренен, он не боится высказывать свою позицию, приводя аргументы и анализируя факты. И от этого поэзия не теряет своих качеств, оставаясь образной и метафоричной, сохраняя свою форму, придавая, тем самым, содержанию более объёмное и яркое звучание. Он пишет о том, что хорошо знает и любит – о своей Родине, брошенной в огонь братоубийственной войны, о времени, которое жестоко испытывает на прочность честь и порядочность, дружбу и любовь, милосердие и сострадание. О жизни, разделившей бывших друзей и даже родственников, и они, ока-завшись по разные стороны житейских баррикад, не могут понять и простить друг друга, причём некоторые даже не пытаются сделать это, проявляя изумляющие чёрствость и бездушие, злорадство и мстительность. Не часто такой болью и горечью проникнуты поэтические строки, и это превращает стихи в пронзительный документ, в свидетельство эпохи. Впрочем, настоящая поэзия только такой и должна быть.
Бросайте камни, бейте чёрствым словом,
Я выдержу удары грязных фраз.
Пусть злоба древним змием стоголовым,
Меня пытается лишить надежды снова…
Ничто не в силах у меня отнять Донбасс!
…..
Куда же ты бредёшь безумец-век пропащий?
Ты стольким задолжал – вся жизнь «на карандаш».
И пусть твоя тоска слезой сочится чаще,
Сто раз скажи: «Халва» – во рту не станет слаще,
Скажи сто раз: «Война» – всю боль не передашь.
«Гордый дух гражданства», являющийся основным содержательным стержнем книги, тем не менее, мирно уживается на её страницах с задушевными лирическими стихотворениями, с чарующими пейзажными зарисовками. Но главный посыл, отражающий идею «апостольского» воззвания к читателям, - в стремлении к миру и любви, в преодолении смуты, сердечной и общественной, в неустанных поисках добра и света. И это ощущается в трогательном обращении к городу и стране, к друзьям и недругам.
Мой город, прощаюсь с тобой!
И выбор опять бьёт под рёбра –
Я в угол зажат нищетой…
И в душу впивается коброй
Прощание. В чувствах недобрых
Вдруг кануло сердце звездой.
И, всё же, поэт подчёркивает, что это прощание – не навсегда. Он уверен, в новых встречах, в новой весне, которая обязательно наступит после осенне-зимних передряг. Поэзия, как ей положено, дарит надежду. И она помогает душе стать чуть сильнее, держаться и не сдаваться, невзирая ни на что. Думаю, и в этом тоже ценность настоящей поэзии.
Ночь без времени, без сна,
И никто тебя не спросит,
И никто тебя не спросит,
Чем твоя душа пьяна…
В сердце – вечная весна,
В сердце – вечная весна,
А кругом – сплошная осень.
И кружится над тобой
И кружится над тобой
Вечный аромат акаций…
Ты держись ценой любой,
Ты держись ценой любой,
Жизнь, конечно, долгий бой,
Но не повод, чтоб сдаваться.
Но не повод, чтоб сдаваться.
Принято считать, что промышленный Донбасс – край, где живут лишь шахтёры и строители, рабочие и инженеры, в общем, люди трудовые… Но ещё – поэты. Один из них – Иван Нечипорук, который, кстати, не смотря на то, что окончил филфак университета, около 20 лет отработал шахтёром. И поэзия от этого у него стала более ценной, очистившись от пустой породы, обретя качество высокого горения.
Владимир СПЕКТОР – сопредседатель правления Межрегионального союза писателей.
Да, Владимир Давидович умеет зрить в корень. Очень душевно написано, сказано человеком, который сам отчасти выстрадал эту боль и эти душевные раны потери родного уголка, от вынужденной разлуки с родными местами. Автору, разумеется, сердечное спасибо!
ОтветитьУдалить