вторник, 18 марта 2014 г.

АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ


Пятнадцатое число, в этот мартовский день 2014 года исполняется 45 лет светлому человеку – Саше Морозову.

Так получилось, что впервые о нём я услышал из нелицеприятного разговора с одной из горловских писательниц, которая будучи в Киеве, познакомилась с ним и помню, пеняла ему на амбициозность, но имя тогда мне хорошо запомнилось. И вот, спустя пару лет, о нём заговорили с моим  поэтическим кунаком Иваном Волосюком, когда я собирал сборник шахтерской лирики. Иван настоятельно рекомендовал взять в соавторы Александра Морозова. Так мы впервые познакомились по переписке, потом был сборник духовной поэзии, куда Саша прислал свои стихи и работы других членов Дебальцевского ЛитО, и наконец-то первая встреча произошла на Горловском ж/д вокзале, где Александр оказался транзитом, возвращаясь домой. А уж потом пошли встречи и в Дебальцево, и в Горловке, и в Луганске, и меня просто пленяла его светлая аура, он оказался настоящей душой компании, раствором, объединяющим таких разных литераторов в единый  Орден Поэзии. Устроенный им на Дебальцевской земле фестиваль «Рыцари слова» он обозначил термином «поэтическое ристалище» на который съезжались литераторы и барды со всей Украины, а также Белоруссии и России. К тому же он занимается и издательскими вопросами, зарегистрировав издание «Творческие силы Украины». При этом, человеком он оказался совершенно простым, и я ни за что бы его не стал обвинять в амбициозности, а ещё он замечательный поэт, краевед и публицист. И хороший друг…



Я заранее обзвонил наших горловчан, желающих поздравить юбиляра от имени горловской общественности (в Горловке Сашу знают и ценят), и вот в этот раз лёгкими на подъём оказались: я, Наталия Ковальская, Оксана Егорцева и Настя Клименко со своим молодым человеком Геннадием. Скинувшись, мы купили поэту в подарок две книги: том стихов Бориса Чичибабина и аккуратненький фолиант произведений Владимира Высоцкого. Мы решили ехать автобусом на 10.00 с пересадкой в Енакиеве,  договорились встретиться на 9.45, но для Насти, зная её пунктуальность, я называю время сбора – 9.30. Не помогло. В 10 часов я, Наталия и Оксана уже на автовокзале, Анастасии нет, я звоню ей, она не отвечает, мы нервничаем, но вот она выходит на связь: они ехали в автобусе и не слышали звонка. Настя с Геной подходят, мы садимся в автобус №80 и едем до Блочка. В Енакиево переходим на остановку возле ПТУ №10 и ждём автобус на Дебальцево. Зелёный «Богданчик» появляется через 10 минут переполненный, едем стоя, к чему Настя Клименко совершенно не готова, т.к. она обула  в эту поездку ботильоны на огромных каблуках. К счастью, в Углегорске освобождается место и Настя присаживается. Сорок минут езды, и вот оно - Дебальцево. Погода не то чтобы холодная, но слишком ветрено и зябко. Проторенной, уже знакомой нам дорогой идём к Школе искусств, где нас встречает именинник, он заводит нас, озябших, в комнату, где идёт подготовка к фуршету и требует напоить нас чаем. Тут уже чаёвничают луганчане: Михаил  Квасов со своей Татьяной, следом за нами появляются тоже весьма продрогшие  макеевчанки Ира Горбань, Лиза Хапланова, Марианна Недзвецкая и другие,  являются наши красноармейские «стражи весны» Виталий Михайлов и Александр Товберг со своими земляками-«суцвиттянами», следом идут лисичанцы и луганчане. Благодаря активной творческой позиции и широте души Александра, к нему на юбилей съезжаются люди со всего Донбасса и даже, чудом преодолев таможенные коллизии, прибыл Влад Сорокин из России. Все собравшиеся искренне считают Сашу Морозовым другом и это вполне понятно. Перед началом мероприятия я успеваю передать поэтические сборники «Тень над страною» (вышедший в конце февраля) соавторам проекта красноармейцам, лисичанцам, а через Лизу Столетову передаю миниатюрные копии этой книжицы в Алчевск для Виталия Свиридова и в Луганск для Якова Смоляренко.
И вот ведущая начинает мероприятие, первым Сашу выходит поздравить мэр города Владимир Проценко, который хоть и торопится на собрание в горисполком, не смог проигнорировать юбилей главного литератора города (в Горловке, к сожалению, такого не было и нет), затем начальник отдела культуры вручает виновнику торжества подарки. А потом пошла лавина литераторов с презентами. Мы тоже в свою очередь выходим с поздравлениями, вручаем подарки и читаем стихи, как посвящённые юбиляру, так и просто, как поэтические приветы. За Горловкой идёт Макеевка, затем Лисичанск, Луганск, Красноармейск, Артёмовск, Енакиево, и, конечно же, Дебальцево с примкнувшими Фащеевкой и Чернухино. Звучат стихи, льются песни, произносятся здравицы и все просто ликуют, от состоявшегося праздника, а у именинника стол (вернее крышка рояля) переполняется подарками. Но подходит время и официальную часть объявляют закрытой. И вот, когда гости выходят подышать свежим воздухом, дебальчане накрывают стол, главное украшение которого не коньяк и шампанское, не бутерброды с ветчиной и красной икрой, а торт в форме блокнота с чернильницей и пером.
Пока суть да дело, мы фотографируемся на крыльце Школы искусств на холодном ветру с именинником. Благо дело, что были фотоаппараты у Александра Товберга и Иры Горбань, потому что тот фотоаппарат, который Гена захватил с собой, оказался не вполне адекватным, он не фотофиксировал изображение, а передавал своё впечатление о нём (импрессионистский, что ли?).
Фуршет – дело шумное, пообщаться с новыми знакомыми не получается, но мы успеваем и закусывать, и фотографироваться, и обмениваться контактами. Позже, когда на смену шампанскому и «ананасам» приходит чай и трёхкилограммовый торт, который был нарезан небольшими кусочками,  но не каждому достался, что иллюстрирует количество друзей, приглашённых на юбилей (и это ещё многие не смогли попасть в этот день в Дебальцево).
Настроение прекрасное, впечатления отличные, по предложению именинника, пользуясь случаем перед отъездом успеваем посетить литературный музей имени В. Сосюры. Прощаемся с хозяином встречи и торопимся на автовокзал. Назад едем свободно, сидя, так что было время рассматривать окрестности, донецкие поля и степи, а между ними огромная свалка и полузасыпанная мусором лесополоса с трепещущими на ветвях деревьев на ветру полиэтиленовыми пакетами. Я тяжело вздыхаю, а Наталия Ковальская в уме уже складывает горькие строки об этой язве на теле степи.
В Енакиево приезжаем опять на Блочок, и теперь уже в Горловку едем в переполненном автобусе. Я не могу знать, что чувствуют мои спутники, а я еду домой уставший, но полный светлых мыслей и в хорошем расположении духа. Просто чудесно, что в мире есть такие люди-«солнца», способные обогреть своими лучами каждого и подарить светлое настроение и тепло своей души.

Комментариев нет:

Отправить комментарий