воскресенье, 25 мая 2014 г.

Номисма

http://vk.com/doc35497621_301105377?hash=a6ad093d35b3d0e8bb&dl=60e7ebf066520dd58f

Ну вот, с Божьей помощью реализовался ещё один мой проект - "Поэтическая номисма", который я планировал выпустить в течении всего 2013 года.  И вот, наконец-то, я держу в руках этот не слишком объёмный альманах, и думаю о том, что всему своё время. Привожу вступительное слово и свои стихи из этого сборника.

НУМИЗМАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ

Литературоведение – наука интересная и интригующая, а самое главное, в ней всегда есть место подвигу, подвижничеству и открытию. Живой пример – я, как человек увлекающийся нумизматикой и литературой, однажды, при составлении сборника горловского поэта Олега Герасимова вдруг наткнулся на удивительное сравнение слов с затёртыми монетами, и я вдруг загорелся собрать поэтический сборник произведений, в которых присутствуют нумизматические образы.  Издавна литература дружит с наименованиями монет и денежных единиц, сказки и рассказы, баллады и повести, сонеты, рубаи и даже лимерики не ушли от этих нумизматических образов. Устное народное творчество тесно повязано с нумизматизмами: «Говорят за морем телушка-полушку, да рубль перевоз», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Разменянное экю – съеденное экю», «Хоть грош – да свой».

Названиями монет пестрят и названия произведений как классических, так и современных: «Сказка о двух грошах» и «Драхма языка», «Четыре пятака» и «Луна и грош», «3 рубля 28 копеек с полушкою» и «Монета в 10 сантимов», «Червонец» и «Бесценная монета», и список можно продолжать и продолжать. Аллегорические же образы монет подчёркивают характеры людей, чиновник обязательно будет червонцем или луидором, а бедняк грошом или полушкой, а лгун –фальшивой или порченой монетой, только успевай примечать. При этом, не только поэтической речи присущи нумизматические образы, прозаические произведения тесно связаны с денежными образами, а иногда герои книг носят нумизматические фамилии, которые так же подчёркивают характеры героев – это и Алтыновы, и Полтиновы, и Копейкины, и Червонцевы.
А уж какие сравнения бывают с нумизматическими образами в поэтической речи: «Это юности стёртый пятак»,  «Отчеканиваю строфы я, Как серебряные рубли», «Увядающей желтой монетой От меня откупается осень», «неразменной монетой вернется ночь», «С грошовою горе-правдой», «Звёздный фартинг сверкнул» и т.д..
Как видим, я, увлёкшись этой темой, даю толчок для филологов, которым дарю тему для научного исследования, и ставлю в ряд с диалектизмами и вульгаризмами, солецизмами и полонизмами новый литературоведческий термин - НУМИЗМАТИЗМ. И на этой ноте перейдём непосредственно к закреплению материала.


К ПОЭТУ  N…

Кривлянье перед зеркалом
В высокопарной позе,
Превозношенье яростное
Собственного «Я»,
Изографические руны,
Подобные занозе –
Лишь слабый отпечаток
На картине бытия.
А все твои герои,
Картонные проблемы
Не стоят почерневшего
Дырявого гроша.
И сердцем рвёшься ты
Сродниться со Вселенной,
Но там ли ищет истину
Безбожная душа?

В ПРЕДЧУВСТВИИ

Был быт избит,
залапан и замызган,
Залитой скатертью
была душа,
Суровый год
   слюной голодной брызгал,
И день слонялся
в поисках гроша.
Сквозь мрак, невзгоды
я тянулся к свету,
И пусть мой мир
был нищетой объят,
Я верил в светлую свою
планету…
А жизнь текла –
в предчувствии тебя.

МИЛЛИОНЕР

Да ведь ты – миллионер!
Из разговора с Т. Гланцем

К чему скрывать, да, я – миллионер!
Есть миллион несбыточных мечтаний,
Болею миллионами терзаний
И за спиною столько же потерь.

Казна моя – полночный небосвод,
В нём миллионы золотых дублонов,
Есть миллион ночных минут бессонных,
А сколько впереди ещё их ждёт!

Дрожит душа мерцанием свечи,
От накативших помыслов химерных:
Имею право – быть миллионером,
Есть для гипербол  миллион причин!

* * *

Зима от потепленья резко
Скукожилась, лишившись сна.
И светит никелевым блеском
Пятиалтынная луна.

Не серебрятся тротуары,
На улицах покой да тишь.
И лишь беззвучно тополь старый
Играет на клавирах крыш.

УТРАЧЕННЫЙ  (К)РАЙ

Сегодня я бродил по мостовым,
По ялтинским аллеям, закоулкам.
И чудилось дыхание Москвы
В пульсирующей суматохе гулкой.

А улицы ликующе светлы!
Но мне тоскливо принимать всё это –
Что этот край Гондваною уплыл,
Став для меня утраченной планетой.

Быть может, эта русская весна
Отбросит панику и назовёт всё вздором?..
- - -
Я бросил жменю мелочи волнам,
С надеждою вернуться в этот город.

* * *

Моему отцу

Проулок майский отдыхал,
И был пустынен нерезонно.
А солнечный аурихалк
Сползал  в копилку горизонта.

Индиго ситцевых небес
Асфальтную вбирало серость,
Теней терялась соразмерность,
И вместе с солнцем страх исчез.

* * *

Живу в постоянной нехватке смиренья
И суетно мир постигаю с азов.
А душу не спрячешь уже на засов,
Слоняюсь в ночной тишине словно тень я.

И к небу опять простирая ладони,
Пытаюсь отбросить сомненья свои.
На части листы дневника раскроив,
Надеюсь, что слово в тоске не утонет.

И вырвется к солнцу надежда живая,
И звонкой монетой решенье сверкнёт.
И сбросит душа опостылевший гнёт,
Дождавшись, какого ни будь урожая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий