пятница, 21 апреля 2017 г.

Поэтический катарсис Андрея Линника

Итак, вчера с Андреем Линником "добили" макет его новой книги, с которой он готов идти в типографию, а поэтому, думаю, пора представить и мой вклад в эту книгу, моё предисловие.

Поэтический катарсис Андрея Линника

Сегодня, наверное, сложно представить харьковское литературное движение без имени Андрея
Линника. Даже мне, по существу человеку со стороны, это бросается в глаза. Писать стихи он начал в 17 лет, и путь его к творческим успехам не был гладким. Но любовь к поэзии, творческая усидчивость и тяга к самообразованию принесли добрые плоды. Поэзия – это не увлечение, не хобби, это – образ его существования. Ныне он – член Межрегионального союза писателей и Конгресса литераторов Украины, член пресс-службы Харьковской областной организации этих двух Союзов. Андрей – автор более 800 публикаций в периодике, коллективных сборниках и альманахах. Также он является победителем, лауреатом, дипломантом многих поэтических фестивалей, литературных конкурсов и премий (и в Украине, и в Крыму, и даже в США). С осени 2013 года он возглавляет поэтическую студию молодого автора, которая не так давно обрела название «Кастальский ключ», где в течение трёх лет Андрей читает теоретические лекции по литературоведению и поэтике, рассказывая о наиболее интересных стилистических приёмах, тропах и строфических формах.
Имея солидный поэтический багаж, первую книгу Андрей выпустил не так давно – в 2014 году. Его книга «В начале пути» стала первым этапом задуманной трилогии. В эту книгу вошли ранние произведения автора, заявляющего своё место в поэзии. Не случайно и название первого сборника: в начале жизненного пути, в начале литературного пути, в начале пути духовного… Андрей Линник – поэт, который следует классическим канонам стихосложения, он является одним из ведущих авторов Харькова, практикующих твёрдые строфические формы. И на занятиях «Кастальского ключа» он старается прививать студийцам любовь к классической мировой поэзии, в особенности к поэзии русской. Его ранние стихотворения  являются камертоном, открывающим определённый настрой, что становится со временем указателем направления, в котором поэту придётся следовать впредь. А, стало быть, новая книга «Катарсис», которую Андрей выпускает в свет, с одной стороны является продолжением творческого пути, следствием и разрешением духовных поисков. Но, в то же время, это стихи уже крепко стоящего на своих позициях поэта, который подтверждает свой уровень и, делая следующий шаг, преодолевает очередную планку творчества. В этом новом сборнике Андрей предстаёт и как поэт-лирик, и как поэт-философ, и, что немаловажно, как поэт-гражданин (при этом он  ощущает себя гражданином триединой Святой Руси).

Взаимосвязь первой и второй книги заметна в том, как автор объединил их тематически. Если первый сборник «В начале пути» заканчивался разделом духовной поэзии, то новая книга, наоборот, открывается  разделом духовной лирики. Получается, что автор, не обрывая смысловую и духовную составляющую, продолжает с читателем начатый разговор. И, в то же время, новая книга и звучит по-новому. Если внимательно присмотреться, видно, что в стихах автор противостоит серой рутине будней и бездуховности мира, проходя через терзания и сомнения, и через них же очищаясь, достигает просветления, катарсиса. И как одно из средств достижения этого – одиночество, через призму которого и происходит самоочищение души. И если первая часть книги – это личный катарсис автора, то второй раздел – это катарсис окружающего мира в целом и страны в частности, которые преображаются через страдания глобальные, проходящие на протяжении всего ХХ века кровавой чертой. Это страдания общеохватывающие, но приводящие, как и должно быть, к светлому чувству перерождения, переосмысления в духе «per aspera ad astra». «Стране самонадеянных слепцов, / Стране святых – страданьями спасенье!» – резюмирует автор в завершающем сборник стихотворении-тавтограмме.

Да, согласен, градус кипения мыслей автора на грани возможного, но на то он и поэт, чтобы выдерживать максимальный градус накала. Сейчас «модно» стало укорять поэтов в мрачности, декадентстве (или упадничестве), говорить, что стихи печальны и тоскливы, при этом опираясь на текст, не постигая самого подтекста, не замечая восхождения автора к вершинам самопреображения. Может быть, Андрея тоже кто-то попытается в этом упрекнуть, но опять-таки не вникнув в глубину мысли автора, не снизойдя до его небесплодных попыток выйти из тени депрессии. И противостоя тоске, набросившейся упырём, и равнодушию атрофирующего чувства, звучит призыв поэта: «Побеждай свои страсти, борись!». А сколько света в стихах: «Смотри – ликует всё! Сбрось маску равнодушья», «Неси любовь и веру до конца!». Да, поэт идёт дорогой непрямой, не от того ли душа вся в ссадинах и рубцах? Но всё же путь поэта светел, и никто не имеет права упрекнуть его в мрачности, обойдя вниманием искры надежды, сверкающие в произведениях, где автор противостоит миру, доказывая своё право на очищение через страдания поэтической души.

Уверен, что новая книга Андрея Линника – хороший подарок читателям, обладающим поэтическим вкусом, которые смогут разделить переживания и веру автора. Веру в самоочищение, в победу человеческой души над гнётом душевной и духовной боли. В победу света над тьмой!





Иван Нечипорук,
член правления Межрегионального союза писателей,
исполкома Международного сообщества писательских союзов,
Союза писателей России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий