"Мои друзья всегда идут по жизни маршем..."
В. Цой
Честно признаться, я устал
писать о своих литераторах-земляках в прошедшем времени. Доколе? Надоело жить
по принципу Владимира Шахрина: «Поплачь о нём, пока он живой!», когда: «СЕГОДНЯ
умрёшь, ЗАВТРА скажут – поэт!». Хочу рассказать о своих соратниках, о тех с кем
шёл и продолжаю идти в одном направлении. Кто со мною здесь и сейчас!
Итак, знакомьтесь, рассказ номер один – Александр Иванович Савенков!
«Александр Савенков родился
10 апреля 1964 года в Горловке. В 15 лет уехал на Кавказ учиться в Туапсинском
гидрометеорологическом техникуме, по окончании которого служил в армии в воздушно-десантных
войсках. После учился в Калининградском морском училище. Жил и работал в Крыму,
на Каспии, в Прибалтике, в Москве и Донецке. В настоящее время живёт в родном
городе. Более 20 лет посвятил профессии строителя». Вся эта скудная информация
является традиционной биографией Александра Ивановича в изданиях, на сайтах с
его стихами. Скупая, холощёная, за которой, видит Бог, никак не просматривается
личность поэта. Вернее, Поэта!
Поначалу в 1998 году Александр
приходил на еженедельные собрания, порою читал свои стихи, но больше безмолвно
наблюдал и слушал. А потом, спустя почти год он начал говорить. В смысле, начал
высказываться о произведениях соратников, и тогда мои землячки поняли, что в
городе помимо хорошего поэта в «Забое» появился грамотный критик-рецензент. Этот
факт настолько всех огорошил в хорошем смысле слова, что его тут же на
очередном собрании избрали зампопо, то бишь, заместителем председателя
литобъединения по поэзии. Подобное признание в тот период расцвета ЛитО «Забой»
дорогого стоило. Именно тогда шла подготовка к выпуску очередного номера
альманаха «Восхождение», в котором Савенков уже был членом редколлегии. От себя
добавлю, тот четвёртый номер издания – стал самым мощным номером за всю историю
ЛитО.
Вот как раз в то время я и познакомился с Александром Ивановичем. К счастью, Александром Ивановичем я его называю крайне редко, для меня он – Саша, да и не только для меня. Пусть простит меня товарищ Савенков за фамильярность, но моя дочка в наших домашних беседах именует его не иначе, как Сашенька. Именно так его называет наша дорогая Людмила Ильинична Светлица в неофициальной обстановке, и это говорит о том, насколько мы его ценим, любим, уважаем. Именно Савенков, когда я делал свои первые робкие шаги в литдвижение Донбасса, приучил меня к чтению литературной критики, снабжал справочной литературой и пояснял правила сосуществования в нашей стае однодумцев.
Людмила Светлица, кстати, большая
поклонница творчества Александра Ивановича и всегда его приглашала на камерные
литературно-музыкальные вечера «Концерты закатов» в качестве участника действа.
И эта традиция сохраняется по сей день, не смотря на то, что проект уже давно перестал
существовать, но продолжает эту традицию Музыкальная школа №1, устраивая
подобные концерты на большой сцене.
Как настоящий талантливый человек, Саша отличается совершенным равнодушием к печати своих стихов, к конкурсным программам. За всё время он выпустил всего одну книжку стихов, и не считает нужным продолжать эту издательскую эпопею. Да, он лауреат нескольких премий, конкурсов, но… Если его стихи участвуют в каких-то конкурсных проектах, публикуются в каких-то изданиях, то только потому, что кто-то Александра шпыняет в бок, заставляет шевелиться, а чаще всего делают это вместо него. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, у меня на столе лежит распечатка нашего поэтического альманаха «Призыв», в который я поместил стихи Савенкова, не уведомив его об этом факте. Я знаю, Саша не обидится, и даже скажет спасибо.
И участие во всевозможных
союзах для него никогда не было приоритетным. И даже тот факт, что не так давно
Александр Савенков стал членом СПР, я думаю это, опять-таки, «заслуга»
российских друзей, которые уговорили его сделать этот шаг.
Война, как говорится в песне
одного рок-музыканта, бывает первая, и больше не кончается. Стихи о военной
Горловке Александра Савенкова отметились во многих изданиях и Донбасса, и
России. С ними он стал лауреатом нескольких конкурсов, к которым, он, как я
упоминал, совершенно равнодушен. И, тем не менее, победы во Всероссийских
поэтических конкурсах сами говорят о себе.
Я не буду
распространяться о его бытовых сторонах бытия, о работе строителя-кровельщика,
о его взаимоотношениях с собратьями по перу… И о узах Гименея, которые были у
Александра Ивановича в жизни (важно то, что сейчас с ним рядом именно его
человек, его Муза). Не это главное в моей заметке, а констатация того факта,
что Александр Иванович – это наша глыба! И, к сожалению, в данный момент – последняя.
Как говорит Андрей Икрин: «Берегите Сашу, другого такого не будет!» Поэтому
давайте порадуемся тому, что мы сейчас имеем возможность жить, сосуществовать
рядом с таким Поэтом. И надеюсь, что это… надолго!
АЛЕКСАНДР САВЕНКОВ,
г. Горловка
СКВОЗЬ РЯДЫ ВЕЧЕРНЕГО
КОНВОЯ
брату
Падал снег…
На тёмный сад строений,
сквозь ряды вечернего
конвоя
падал, не отбрасывая тени,
высотой отвесной – на
земное,
падал так безропотно,
безмолвно,
так по-детски смешиваясь с
грязью…
Падал снег…
И наползала полночь
на идущих уличною вязью,
на осин последние наряды
у оси застёгнутых
подъездов,
на огни гирлянд, фасады,
взгляды,
тихо оседающие в бездны…
Падал снег…
На города и веси
как безумство – спрашивать
у пыли:
и о чём молчат слова их
песен,
и как много в сказках
чёрной были,
над которой плавниками
Млечный
в темноте, не помнящей
запретов,
их сердец перебирает речи
как осколки тающего света…
Падал снег…
Бездомно, безымянно,
падшему понятный с
полуслова,
падал, как единственная
данность
дня сего от Рождества
Христова…
Чистый четверг
Апрель истачивал снега…
С землёй, налипшей на
подошвы,
хотелось броситься к ногам
цветущих верб,
грошовым прошлым
вплотную стоя к сорока…
А день струился чист и
значим,
и небо в редких облаках
лакал из лужи пёс бродячий.
***
Одни средь книг, одежд и
выпечки:
спиной к спине – к стене
стена.
Пообрывало время ниточки,
что крепко связывали нас.
В альбомах близкие и дальние,
как отражения в реке,
лежат теперь воспоминания,
неразделённые ни с кем.
Привычней прятаться в их
лирику,
но фарс и китч берут своё:
скупыми каплями пустырника
день отмеряет бытие.
И, отрекаясь от пристрастия
искать в кофейной гуще
путь,
идёшь, как будто безопаснее
идти вот так, куда-нибудь,
смешной заботой
беспокоиться
о днях, припрятанных в карман:
блажен, кто рвал цветы на
Троицу
и не сошёл потом с ума.
ЛИЛОВЫЕ СУМЕРКИ
Красный впитал
темноты глубину,
заиндивев от
пыли
троп, что
упрямо ведут на
войну
судьбы ковыльи.
Звезды глядят
из водицы пруда
тихо, по-жабьи,
видно, лихие
пришли и сюда
вести да
слёзы бабьи,
в дом,
что ослеп, как
склеп,
став у
одной из тропок,
смотрит и
смотрит в степь,
а по
степи галопом
гонят ветра
дымы,
и на
кургане лысом
глупо просить
взаймы
счастья из
старых писем.
Бреши темнеют
в садах,
рядом собаки
брешут,
зрелость придёт
и сюда
и не
утешит:
в сердце
за ржавым замком
без недостатка
хватит
долгой печали
на пару веков
и тысячу
демократий.
Лягут на
днища корзин
жалость к
себе да сплетни,
время споткнётся
и станет скользить
всё незаметней,
ворон сорвется
с креста –
голубем нищих,
горло отыщет
косая черта,
стиснет и
взыщет.
Скомкают голос
снежком,
заледенят до
корки
и если
помянут – то горьким
смешком,
с красной слетевшим горки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий