пятница, 30 октября 2009 г.

Журнал "Донбасс" 2008




Областной семинар молодых писателей в Славянске, состоявшийся в мае, был своеобразным смотром новых литературных сил в нашем регионе. Отрадно, что он выявил несколько истинно талантливых авторов, уже владеющих необходимым профессионализмом. Это — поэты Иван Нечипорук, шахтер из Горловки, аспирантка кафедры «Финансы» Дон ГУУ Валерия Матюша, тоже горловчанка; журналист Анна Лукашева из Донецка, одинаково интересно пробуюшая себя в жанрах поэзии и прозы; Марина Сухотеплова из Енакиева, работающая корректором и очеркистом в городской газете... За ними следует также человек пять-шесть, еще находящихся в бурном поиске своих форм, не ровные, но обещающие. Счастлива была удостовериться, что наши юноши и девушки не только пьют, курят и колются, не только предаются праздности, под властью обывательской философии, но и творят себя, мыслят, чувствуют, много и упоенно работают. Все, как и подобает талантливым людям, отличаются «лица не общим выраженьем».

Взрослее своих лет предстает Марина Сухотеплова в классически точных и тонких стихах. Более типична в исканиях нынешнего поколения, раскована в чувствах поэзия Валерии Матюши. Потому остановлюсь на ней подробнее. Очень юные стихи. В том их прелесть, в том и некоторая уязвимость. Автору двадцать четыре года. Лично мне некоторые, свойственные этому поэтическому возрасту просчеты, не помешали насладиться атмосферой ее первого (пока) сборника «Игра в тени». Природное чувство слова и в то же время на грани нормы. Похоже на то, как вино почти переливается через край стакана, наполненного до краев. Чудесен синтаксис, дающий возможность сказать много минимумом слов. Тянется прямая линия от Марины Цветаевой. Иногда слишком заметно. Замечательна афористичность строк — «Не верила, что смерть кричит совой...», «... боюсь не смерти... стать ненужной», «Проснитесь... я бледная, чем-то похожа на вас...» (обращение к умершему), «Я не умру. Я стану чьей-то тенью. И этим кем-то, верно, станешь ты...»; «Чем шире я объятья раскрывала, тем легче было вам меня распять». Юность всегда пишет о смерти. Опыт сживания с мыслью о конечности земной жизни. Я тоже писала о ней в том же возрасте. Перечеркнули. Упадничество, мол. Валерия Матюша не только глубоко эмоциональна, но и умна. Ее художественный анализ — еще одно достоинство. Очень интересно по мысли, например, стихотворение «Встрепенулась... Очнулась. Воскресла?» Нет, не воскресла, возникла: «Просто кто-то из тьмы воссоздал и ушел создавать других». Любовь, как рождение человека, из существа биологического в существо духовное. «Мыслить и страдать», то есть, по Пушкину — жить, наш молодой автор в высшей степени способен.
Иной поэт - Иван Нечипорук, автор двух сборников - «Сделать первый шаг» и «Автографика». Сдержан, изящен, каждое слово выверено. Интонации многозначны. К нему можно применить изречение: 'Интонация - половина информации». Строки просто входят в ваше сознание и остаются в памяти.
Сегодня я проснулся на рассвете
От острого предчувствия беды..

Много воздуха в строках. Стихи как дыхание. И при всей мягкости — мужественны. Стихотворение заканчивается мудро: «... невозможно бежать от приближения беды». Автору тридцать два. Работает на шахте имени Засядько. О беде знает не понаслышке. Я цитировала стихи Ивана на семинаре в качестве примера, как в связке «работают» интонация — мысль — чувство.
К сожалению, Анна Лукашева книги пока не имеет, выступала только в коллективных сборниках. Ей двадцать восемь лет. Язык точен, мысли зрелы, им присущ реализм и психологизм. Увы, не все имеют возможность издать книгу. А жаль. Литература молодых развивается, не забывает традиции, полна поиска. Разговор на семинаре шел серьезный, без скидок, но с уважением к новым литературным силам.
Елена ЛАВРЕНТЬЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий