вторник, 29 апреля 2014 г.

Луганск 3

В это неспокойное время вновь манят меня пути-дороги!

 

Меня давно одолевало желание побывать на мероприятии "Литературная гостиная", которая уже много лет проводится каждое последнее воскресенье месяца Луганской писательской организацией и Домом творческой интеллигенции "Светлица". И само собой, когда в апреле я пошёл в отпуск, я подумал, что это и есть тот случай, когда нужно съездить в столицу нашего Союза писателей. Но! Последнее воскресенье апреля совпало с поминальным днём «Красной горкой». И в связи с тяжёлой обстановкой в стране компаньонов в поездку я не нашёл, да и сам подумал, ну кто в Луганске соберётся в такой день? И успокоил себя тем, мол, не последний отпуск, будет ещё оказия.

Но не тут-то было. В тот же день, когда я мысленно отказался от поездки, раздался телефонный звонок. Это была поэт и автор-исполнитель Татьяна Березовская, моя хорошая знакомая по фестивалям "Рыцари слова" и "Чеховская осень", которая пригласила-таки посетить воскресное собрание, и не просто так, а по причине её юбилея. Вот тут-то я и подумал – судьба! Надо ехать, и в тот же вечер через он-лайн сервис купил железнодорожные билеты туда и обратно.

 

Утром я бегу на вокзал, поезд пришёл без опозданий. А когда за окнами уже мелькает ж/д вокзал  Коммунарск (город Алчевск), позвонила Татьяна и сказала, что в этом же тринадцатом вагоне едут ребята из Днепропетровска, посоветовав подойти к ним и познакомиться заранее. Этими ребятами оказались авторы Арт-Бард-Клуба Олег Попенко и Владимир Бучинский, мужчины лет за сорок, они ехали к Татьяне на День рождения, к тому же в Доме творческой интеллигенции их давно ждали с концертом. За разговором последний час дороги, сдобренный фестивальными байками, пролетает незаметно. А в Луганске на перроне нас встречает сама Татьяна. Она не стала нас везти на автобусе, дело в том, что её жилище находится в 15 минутах ходьбы и мы, не обременённые особо вещами, идём прогулочным шагом по тихим улочкам Луганска с удовольствием. Этот район – Старый город – в начале ХХ века был центром столицы Луганского края. Тихие, аккуратненькие дома ХIХ века постройки, некоторые ухоженные, некоторые запылённые и насупившиеся, придают этим улочкам Свердлова, Петербургской (Ленина) и Карла Маркса очарования и Луганск для меня  вдруг становится совершенно уютным, сказочным, своеобразным и по-своему родным. Дело в том, что мои первые посещения города не оставили каких-то особых впечатлений, так как всё происходило динамично и на бегу. Я успевал разглядеть только серые пяти- и девятиэтажки, как в Макеевке, Горловке и многих других городах Донбасса, правда, поразила оригинальная застройка новых районов – кварталы вместо улиц, сами горожане путаются в названиях проспектов, но зато всегда подскажут, где какой квартал, а так ничего особенного тогда я для себя больше и не отметил. Теперь я вижу настоящее лицо города, мы проходим, а Татьяна рассказывает о судьбах некоторых зданий, мы проходим мимо гостиниц и синематографа, старой дореволюционной ратуши, рассматривая памятники и монументы, а потом, выйдя на ул. Шевченко, благополучно добираемся до особняка купцов Демидовых. Дом, несмотря на свои аристократические черты, выглядел совершенно нежилым, его благородный фасад был повреждён прошлогодним взрывом в 14-этажном доме напротив, а крыша была продавлена упавшей старой акацией (на улице Шевченко издавна растут робинии ложноакациевые, считается, вернее, существует версия, что эта улица и вдохновила Михаила Матусовского на написание романса про гроздья душистые, ну не про Киев же думал автор, сочиняя этот романс для «Дней Турбиных»).  Входим во двор, где радушно цветёт вишня, а потом нас проводят в малюсенькую квартирку в цокольном (полуподвальном) этаже, где, по рассказу Татьяны, в конце позапрошлого века проживала прислуга: окна, которые расположены под потолком и выходящие на улицу, частично заложены. Здесь и живут Татьяна и её супруг Евгений, а также часто гостят творческие люди, друзья и музы, чему подтверждением служат фото творческих встреч, дипломы, грамоты и метла с рулевым управлением, украшающая стену над диваном (привет из театрального прошлого). 

Отведав кофею, отправляюсь за цветами для именинницы, благо, рядышком есть небольшой рынок. Очень меня подмывает желание вырваться к Луганской областной администрации, захваченной протестующими горожанами, посмотреть баррикады, сравнить обстановку с Донецком, но не судьба, времени в обрез. Я возвращаюсь, вручаю букет имениннице, а потом малым составом с Олегом и Владимиром отправляемся в Дом творческой интеллигенции «Светлица», где я встречаю дорогих и уже родных для меня людей: Александру Фрольченкову и Сергея Зарвовского, с которыми я познакомился ровно год назад на 6 съезде МСП и которые гостили у нас в Горловке в прошлом месяце на четырёхлетии ЛитО «Стражи весны». Олег и Владимир настраивают аппаратуру и гитары, а я осматриваюсь, нахожу знакомые лица, общаюсь и жду, когда к нам присоединится именинница.

 

И вот начинается мероприятие (не собрание, а именно мероприятие), я привык к собраниям литературных сообществ, но Луганская писательская организация Межрегионального союза писателей и работники «Светлицы» проводит каждое ежемесячное собрание в формате концерта. Действительно праздничная атмосфера и, хотя сегодня Красная горка, зал не пустует. Вначале происходит награждение юных победителей Шевченковского конкурса (для себя отмечаю: по сложившейся традиции – среди призёров одни девочки). Особенно мне нравится девчонка Богдана, читавшая акростихи, мне кажется – её уровень на голову выше победительницы, взявшей гран-при (хотя я-то не читал конкурсные работы, но, тем не менее, у меня на слух складывается именно такое субъективное мнение).

Далее – блок, посвящённый грядущему Дню Победы, звучат стихи и песни. А потом один из активных литераторов, Валерий (я не успеваю запомнить его фамилию), ознакамливает собравшихся с литературным календарём апреля, при этом рассказывает о датах с лёгким юмором, с лирическими отступлениями и дополнениями, без механики, а искренне и задорно.

Вторую часть программы выделяют Олегу и Владимиру, которые исполняют около 12-15 песен. Их концерт проходит на хорошем подъёме, поют они задушевно, слажено, тексты у них замечательные, замечательные голоса, музыка тоже, реакция зала весьма благодушна. А после их выступления и луганским авторам-исполнителям дают спеть по паре песен.

А уж третий блок программы посвящён именинникам и юбилярам, главным юбиляром становится наша Татьяна, в её адрес звучит немало тёплых слов, стихов и песен. В общую копилку поздравлений и я вставляю свои пять копеек. В общем, мероприятие растянулось более чем на три с половиною часа, с небольшим антрактом. Конечно же, я сожалею о том, что в этот свой приезд не встретился с руководителями Союза писателей, но, надеюсь, это не последний мой приезд в этот город.

 

А потом идём вновь к Татьяне, где в их небольшом шестиугольном зальчике собрались за накрытым столом. Меню банкета отнюдь не традиционное - главным блюдом является чешское национальное «Колено вепря». Ну и меня приятно удивила окрошка с грибом трутовиком (который в Европе называют грибным цыплёнком), причём хозяйка сама собирала эти грибы, которые растут на деревьях, при этом на приличной высоте, а в доказательство она представляет фото сбора урожая, где она запечатлена на разветвлении кроны ясенелистного клёна (вид снизу).

А ближе к разгару веселья звонит мой телефонный будильник, который напоминает, что через 50 минут отправляется поезд на Горловку. Попрощавшись с хозяевами и гостями, я убегаю на вокзал, муж Татьяны Евгений провожает меня, несмотря на то, что я убеждаю его, что замечательно ориентируюсь в чужих городах – не помогает.

Поезд уже стоит, раскалённый под солнечными лучами. Окна в лучших традициях нашей железной дороги задраены, в вагоне духота, но моему настроению это уже не может быть помехой, я еду домой, анализируя события дня, и радуюсь, что моя новая встреча с Луганском сделала меня поклонником этого города.

 











Комментариев нет:

Отправить комментарий