среда, 21 марта 2018 г.

ТАЛАНТ – 2002 (из книги И. А. Черняева "Круги по воде")



Итак, однажды, в конце 2001 года мне в руки попалась предвыборная политическая газета ДемСоюза Украины. Я бы отошёл в сторонку и выкинул её в урну, чтоб не нести мусор домой, но на глаза попалась заметка «Молодёжный поэтический конкурс – "Талант – 2002"». Я был свободен в этот момент, и с этой газетой пошёл во Дворец Детско-юношеского творчества к Наталии Бугир.
Я – начинающий автор, который 2 года назад впервые переступил порог городского литобъединения «Забой», весьма заурядный, и не вполне удачливый. Мой приход в ЛитО, и первые порции отборной критики  вызвали в моей душе затяжной творческий сплин. 2000 год для литобъединения был вообще провальный в плане публикаций, и жертвой этого провала был и я. Коллективная подборка вышла за весь год всего одна (да и то, я в неё не попал), альманах «Восхождение», который вышел из типографии в феврале, был сформирован в ноябре месяце 1999 г. и я на него опоздал буквально на неделю. Поэтому не удивительно, что я, увидев в условиях конкурса, мол, планируется выход коллективного сборника, загорелся мыслью – поучаствовать.
Почему к Наталье Бугир? Потому что Наталья Сергеевна уже не первый год окармливала молодых литераторов при ДДЮТ, она была им не только наставником, но и другом. Поэтому, не смотря на разницу в возрасте, она без обиняков попросила обращаться к ней на ты, всегда привечала меня в своём кабинете и давала почитать книги с её поэтической полки. Она быстро запанибратски вошла в мой круг общения, наряду с Александром Савенковым, Тамарой Гончаровой и Андреем Икриным. Поэтическая молодёжная студия «Лира» на тот момент гремела на всю область, поэтому, нимало не сомневаясь, я пошёл именно к Н. Бугир с предложением отправить работы ребят на конкурс. И Наталья Сергеевна не подвела.

Март 2002 года, я, выкроив минуту в свой выходной день, иду в офис партии ДемПУ (которая входит в блок ДемСоюз), который располагается по ул. Академика Павлова, и пытаюсь узнать судьбу наших конкурсных работ. Меня встречают, как родного. Дело в том, что именно сегодня привезли часть тиража сборника «Талант-2002», изданного в донецком издательстве «Лебедь», мне показывают список соавторов, и я нахожу рядом со своей фамилией ещё несколько знакомых имён горловских авторов. Во-первых там значатся: Максим Ангелин, Людмила Оксень, Светлана Петрикова, Алла Малахова и Наталья Кузема, это все те, с кем я знаком лично, а во-вторых ещё с десяток имён горловчан, знакомых по публикациям. Единственное, что мне не нравится в книжке, это то, что тексты выстроены не по левому краю, а по центру, ёлочкой, что делает сборник каким-то фривольным, что ли…

 И вот, руководитель пресс-службы просит проконсультировать, где в ближайшие дни можно провести презентацию этого сборника? И я, конечно же предлагаю ДДЮТ, в клубе-музее украинской культуры «Светлица» никогда не откажут. И сотрудники аппарата при мне звонят во Дворец, вызывают к телефону Людмилу Ильиничну Светлицу и договариваются с ней на 21 марта. С Людмилой Ильиничной Светлицей я познакомился три месяца назад, когда в угловом зале Дворца проходила презентация пятого номера альманаха «Восхождение». Познакомились весьма своеобразно. Она пригласила меня на сцену, а я, приехавший на мероприятие с работы, с чёрными от угля глазами  не в самом нарядном свитере, от неожиданного приглашения отказался выходить читать стихи (непонятно, а чего я ожидал на презентации?). Но, именно после этого Людмила Ильинична меня запомнила.
И вот работники пресс-центра мне дают «партийное» задание оповестить и собрать соавторов сборника для презентации.
К кому я пошёл в первую очередь? Конечно же, к Наталье Бугир, ведь это её птенцы сделали погоду в этой книжке, а самое главное – победителем стал Максим Ангелин – 1 место (знай наших!). Но, вдруг, выясняется, что Наталья Сергеевна уволилась из дворца, по словам наших соратников из-за нового эксцентричного мужа, который не только заставил её уволится, но и запретил ей общаться с литературной братией, которая атаковала её своими проблемами целыми сутками напролёт.  И я иду к Наталье домой. Дверь открывает она, но за её плечом сразу возникает высокий и поджарый мужичонка, свирепо смотрящий на мою перепуганную физиономию. Я пытаюсь объяснить причину моего появления, но Наталья на повышенных тонах заявляет: «Всё, я этим больше не занимаюсь!» И под мой недоумевающий вопрос: «А как же Ангелин, как же Оксень?», передо мною захлопывают дверь. И я ухожу, как облитый помоями под холодный мартовский дождь, не понимая, что теперь делать…
21 марта (очень символичный день, хотя о Всемирном Дне поэзии мы к тому времени ещё не знали) я иду в ДДЮТ, ожидая провала. Но чу, в клубе-музее уже пасутся несколько молодых ребят (то ли Наталья Сергеевна, всё-таки нашла способ оповестить их, то ли этим занималась Людмила Ильинична – не знаю). Так же в зале сидят зубры литературной Горловки, руководитель Лито «Забой» Михаил Цалко и руководитель ЛитО им. П. Беспощадного Николай Чайковский, а так же «патриарх» литвижения Егор Гончаров, и уже бывший «зампопо» (зампредседателя по поэзии) «Забоя» Александр Савенков. Я, после вопиющего унизительного общения с Михаилом Цалко, держусь от него на разумном расстоянии во всех смыслах этого слова. С Николаем Чайковским, как с представителем конкурирующей группировки, я никогда до сей поры не общался, Егор Гончаров мне внушает безосновательный страх, а так как Александр Савенков сидит плотно с ними вместе, я держу дистанцию. Но вот в зал заходит Наталья Кузема со своим мужем Мишей, и я, обрадовавшись знакомым лицам, подсаживаюсь к ним. Хочешь-не хочешь, но зал полупустым уже не назовёшь, и презентация начинается. Хотя, Максима Ангелина в зале нет (как позже выяснится, он был в этот день на таком же мероприятии в Донецке, где ему вручали призы).
И вот Людмила Ильинична представляет эту книжку, с бело-синей обложкой, оглашает некоторые цифры конкурса, например, сколько горловчан попали на страницы, сколько разделов, и возрастные категории. А потом зачитывает некоторые понравившиеся строки. А потом небольшая капля дёгтя: в книге, говорит Людмила Ильинична, обнаружен вопиющий факт плагиата, одна из девочек, в стихотворении Якова Полонского «Затворница» заменив слово «девушка», на слово «мама», выдала его за своё. Конечно же, это камень в огород устроителей, но и ООО «Лебедь» (издательство), пуская в ход рукопись, могло бы ознакомиться с материалом. Потом, слово доходит до соавторов. Выступают девочки из «Лиры», из которых ярко выделяется Люся Оксень, затем приглашается Евгений Маслюченко (молодой парень, который как оказывается работает на моей шахте им. К.А. Румянцева механиком АБК), Наталия Кузема, и дебютирую, наконец-то я. Людмила Ильинична, приглашая меня, предупреждает, мол Иван Черняев обычно не желает выходить, но в такой уютной атмосфере, я не «выделываюсь» и читаю своё стихотворение, вошедшее в книгу, успев ляпнуть языком, что, мол, шахта Румянцева богата на таланты, дескать, помимо Евгения и меня, у нас ещё Андрей Икрин работает.
Затем берут слово поочерёдно Савенков, Гончаров, Чайковский. Последним из мэтров выступает Цалко, который заостряет внимание на том, что большая часть авторов из этого сборника являются так же соавторами альманаха «Восхождение», увидевший свет в декабре прошлого года, в котором целый раздел был отведён воспитанникам «Лиры». «А публикации в двух таких литературных проектах, – говорит Михаил Леонидович, – это уже неплохой творческий багаж». Затем слово предоставляется партийцам из ДемСоюза, которое слегка сдобрено агитацией, а после этого нам вручают благодарственные листы за подписью Владимира Горбулина и раздают авторские экземпляры. Мероприятие заканчивается, я подхожу к стопке не разобранных книг и интересуюсь, можно ли взять ещё помимо авторского, и дамы благосклонно кивают, бери, мол. Хватаю ещё 4 экземпляра, а потом, понимая, что можно было бы взять больше, прошу ещё мужа Натальи Куземы подойти взять ещё пару, что он и делает, и опять же один даёт мне, а один Наташе. Я уже мысленно поделил эти сборники, родителям, своим преподавателям в вечернюю школу и тп.
Я ухожу с Наташей и Мишей, успевая перекинуться с новым знакомым Евгением Маслюченко, мол, приходи к нам в ЛитО, и покидаем дворец.
Увы, я не пояснил Евгению, какое ЛитО именно я имею в виду. И он, после моего ухода подошёл к Михаилу Цалко спросить, куда нужно приходить, а Михаил Леонидович занятый разговором, не удосужился ответить, чем и воспользовался Николай Чайковский. Так наши пути с Евгением в этот вечер и разошлись. Будучи приличным человеком, он, придя первый раз к «беспощадновцам» так и остался у них, не захотев быть перебежчиком.

Этот проект – стал моим первым выходом за пределы городского литературного поля, и этот опыт показал, что развиваться можно и самостоятельно, не ожидая милости от руководства своего литературного клана.


Комментариев нет:

Отправить комментарий